Для Вас, родители!

 

 

Государственное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад № 94    комбинированного вида Фрунзенского района            Санкт-Петербурга

      

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

 

 

  


 Ясельный возраст

 Консультация для родителей.

 

Раннее музыкальное развитие.

 

Приглядитесь к маленьким детям – их мир спонтанных игр и увлечений тесно соприкасается с музыкальным. Каждое свое действие малыши сопровождают песенными звуками, ножки начинают притопывать, заслышав ритмичную музыку.

Первый музыкальный опыт – мамин голос, ласково напевающий колыбельную. Прислушиваясь, ребенок различает звуки окружающего мира: шуршание бумаги, стук двери, звон посуды. Это бытовые звуки. К музыкальным же можно отнести звон колокольчика, трель свистульки, голос дудочки. В 4 месяца ребенок может «подпевать» - распевать гласные звуки, реагируя на музыкальный аккомпанемент – голос, инструмент, аудиозапись. К 6 месяцам начинается активная исследовательская деятельность малыша – погреметь, постучать, потрясти. В этот момент надо набраться терпения и, крепко взяв себя в руки, не отобрать у ребенка объекты исследования. Чтобы «игра» не стала хаосом, попытайтесь ввести ее в «русло» - предложите «нарисовать» звуками  природу – дождь, ветер; животных – собачка, слон, ежик; их действия – спит, побежал, прыгает. Наверное, не стоит оставлять ребенка за этим очень важным занятием одного, и тогда интереснейшая и очень полезная «игра» в исследование звуков будет одной из первых ступенек раннего музыкального развития ребенка.

Но вот мы выросли, встали на ноги, все вокруг исследовали. Что же делать дальше? Продолжайте играть!

 

«Солнечные зайчики» - поиграйте с солнышком! Расскажите, что зайчик не только «солнечный», но и «музыкальный». Он очень любит музыку. Есть музыка – зайчик пляшет, нет – останавливается. Постепенно ребенок научится координировать  движения руки не только с лучом солнца, но и музыкой.

«Духовой оркестр» - нам понадобятся трубочки и емкости с водой. Сначала потренируемся, поищем разные способы выдувания, поэкспериментируем, а потом… Включаем музыку и стараемся соответствовать звучанию!!! Эта игра развивает не только дыхательный аппарат, но и внимание, слух, дает навык совместного действия.

«Волшебные  коробочки» - нам понадобятся 2-4  красочно оформленные коробочки с наполнителем и одна пустая. Начать исследование с 2-х коробочек. Потрясти – стучит: «Тук-тук!» А здесь? Пустая! Менять местами – где камушки?  Просим ребенка  выбрать из двух, обозначить звукоподражанием «тук-тук».  Увеличиваем постепенно количество коробочек до  четырех и побуждать к говорению: там, тут, тук-тук, да. попробуем подключить родных – прячем коробочки в руках папы, сестренки. Ищем – у кого коробочка? А теперь, включаем музыку и играем на коробочках всей семьей!

«Барабан и погремушка» - познакомьте ребенка с названием и звучанием игрушек, подберите к каждому звукоподражание, исследуйте приемы игры, поиграйте в прятки, нарисуйте игрушки на листе бумаги.

Барабан стучит, стучит, Ножкам он ходить велит.

Погремушечка звенит, Ручкам танцевать велит.

С мамой будем мы играть, Маму будем забавлять.

На картинку посмотри, Начинаем: раз, два, три!

Может Таня отгадает, на чем мамочка играет?

Что же это так звенит, нашу Таню  веселит?

Включите музыку и потанцуйте с малышкой , подыгрывая себе на музыкальных игрушках.

 

Для чего скажи, мой друг, музыка нужна?

Чтоб понять печаль и горе, пенье соловья,

Чтобы в радостном порыве петь и танцевать.

Чтобы чувства, настроенье мы без слов могли понять.


Малыш и музыка

 

 


            Музыкальность ребенка. В чем она проявляется?

Часто родители говорят: «Мой малыш очень музыкальный! Как только услышит какую-нибудь музыку, так сразу же начинает плясать. Когда надо учить его музыке?»  а из дальнейшей беседы выясняется, что малышу уже 2 года и 8 месяцев и он весело танцует, заслышав любую музыку. Это может быть и плясовая, и марш, и песня (даже романс, звучащий отнюдь не весело и не живо), и даже серьезное классическое произведение. Ребенку все равно. Для него музыка – сигнал к пляске, а ее содержание, характер, ритм значения не имеют. Просто свою энергию, готовность к движению  малыш выражает в пляске. Это, безусловно, хорошо, но недостаточно для музыкального развития ребенка и, конечно, не дает основания делать вывод о его музыкальных способностях. В чем же тогда проявляется музыкальность малышей?

Многолетняя практика работы с детьми раннего возраста показала: уже на первом году жизни малыши любят слушать детские песенки, в исполнении которых (при повторении в течение 3-5 дней) принимают посильное участие – проговаривают простые слова или слоги, звукоподражания (ав, мяу, ой, да), подпевают (ля-ля) поющему взрослому. В возрасте 2 леи и 6 месяцев дети могут подпевать отдельные строчки песен (удобные для них в речевом плане), достаточно верно передавая общее направление мелодии. Маленькие дети с интересом слушают, а затем узнают знакомые мелодии песен, которые взрослый исполняет на музыкальном инструменте.

Играйте с ребенком, включая в игру музыку. «Звонкие и тихие ладошки», «Кукла шагает и бегает», «Колыбельная для зайки», «Угадай-ка» (из освоенного материала). Учите ребенка плясать: хлопать, топать, переступать с ноги на ногу; подняв руки, поворачивать кисти рук; качаться на ножках – пружинить.

Если ребенок узнает ранее услышанную песенку, проявляет желание слушать ее еще и еще; различает характер музыки и реагирует на его изменения сменой движения; слышит изменения силы звука (громко-тихо), скорости звучания (быстро-медленно); выбирает из многих игр ту, в которой звучит музыка – можно говорить о проявлении его музыкальных способностей.

А наш знакомый малыш? С четырехмесячного возраста ему пели «тритатушкт-тритата» на мелодию «Барыни». Взрослые вызывали подвижность, оживленные движения малыша. Время шло, ребенок рос. Научился топать, прыгать, кружиться. Вокруг звучало много разной музыки, а взрослые подсказывали: «Тритатушки-тритата!», - и ребенок плясал. Вскоре и говорить ничего было не надо. Рефлекс на музыку закреплен: мальчик пляшет даже под Седьмую симфонию Д.Шостаковича. «Тритатушки» вытеснили всю музыку, заменили пение и слушание музыки. За свои выступления он получает аплодисменты и что-нибудь вкусненькое. В результате ребенок не умеет слышать (не только музыку, но и речь взрослого), не хочет заниматься, ведь он уже все умеет!

Другой пример. Папа очень любит сына. Просит послушать, как замечательно тот поет. Ребенок смело, громко поет взрослую песню, верно интонируя мелодию. У него хорошая память, он знает много песен, преимущественно взрослого содержания. Папа гордится сыном: «Вот слух! Вот память!» В семье поощряют выступления ребенка, не обращая внимания на то, что поет малыш.

Диапазон детского голоса очень мал, а голосовые связки настолько нежны, что перенапряжение их песнями несоответствующего репертуара могут сильно повредить им. Последствия могут сказаться не сразу, а через много лет. Поэтому более внимательно подходите к выбору песен для своего малыша. Пусть они будут небольшие по тексту (2-4 строчки) и в небольшом диапазоне. Русские народные песенки-попевки, такие как «Петушок», «Сорока» и многие другие, могут стать основой репертуара вашего ребенка, не навредив его здоровью.

Наконец, хочется напомнить о том, что внимание у малыша минимальное. Занятия по слушанию музыки могут длиться от 3-х до 10 минут (для опытных слушателей) максимум!!!  Игры с музыкой должны проходить в спокойной обстановке, когда ребенок готов к серьезной работе – слушать и слышать (воспринимать) задания взрослого. Они обязательно должны приносить радость (а это полностью зависит от взрослого), быть яркими и запоминающимися. Только так можно сформировать интерес, внимание, любовь к музыке и развить музыкальную память, слух, чувство ритма – основу музыкальности.


 

                          Младший возраст 

                          Давайте поиграем (ссылка) 

Развитие музыкальных способностей у детей                                                                                        (ссылка)


                       Средний возраст

              Ритмические игры со словом (ссылка)

С чего начать, развивая музыкальные способности? (ссылка) 

 


                  Старший возраст

 Музыкальные способности и пути их развития                                                                                             ( ссылка)

                          Игры со словом (ссылка)


            Подготовительный к школе возраст

       Обучение игре на фортепиано (ссылка)

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 03.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения